Вы здесь

ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В России создана законодательная база противодействия коррупции и приняты соответствующие меры по ее предупреждению, которые включают в себя, в том числе проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009№ 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Закон) антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов (их проектов) проводят органы местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст.1 Закона коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов утверждены постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Согласно федеральному законодательству проведение сплошного, охватывающего все муниципальные правовые акты антикоррупционного анализа возложено исключительно на самих разработчиков этих актов - органы местного самоуправления. Ведомственная экспертиза, безусловно, необходима, но не всегда она является объективной и часто проводится должностными лицами органов местного самоуправления формально.
Так, на 01.12.2014 прокуратурой Валдайского района при изучении 778 проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Валдайского района прокуратурой района выявлено 44 проекта НПА, содержащих 53 коррупциогенных факторов, на которые внесены 44 замечания, 23 из которых учтены и 21 информация находятся на рассмотрении.
Также за январь- ноябрь 2014 года прокуратурой района выявлено 63 нормативных правовых актов органов местного самоуправления района, содержащих 72 коррупциогенных фактора. С целью устранения указанных коррупциогенных факторов прокуратурой района принесены 62 протеста, из которых 47 протестов рассмотрены и удовлетворены, 15 протестов находятся на рассмотрении. Также внесено 1 требование об исключении коррупциогенных факторов, по результатам рассмотрения которого коррупциогенный фактор из нормативного правового акта исключен.
Таким образом, в целях повышения качества муниципального нормотворчества необходимо совершенствовать деятельность органов местного самоуправления по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также активизировать деятельность общества и граждан в проведении независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления, что будет являться действенным механизмом противодействия коррупции.